Стендовый судомоделизм – самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства, целью которого является создание масштабной модели корабля-прототипа, используя творческое сочетание историко-технической достоверности модели, ее художественного воплощения и мастерства исполнения. Ежегодно национальная федерация судомодельного спорта Украины проводит чемпионаты нашей страны, а Международная федерация НАВИГА - чемпионаты Европы и мира, на которых мы регулярно занимаем призовые места.
Элитный судомоделизм: отличия от хобби и технических макетов
Что такое судомоделизм и что можно считать моделью? В настоящее время понятие «судомоделизм» включает в себя слишком мное, очень не конкретное, и понимается по-разному. В него попадает все, что напоминает маленький кораблик. Любой, кто попытается найти четкую формулировку, скорее всего, натолкнется на определения, включающие такие слова, как: «технический вид творчества», «спорт», «искусство». Лично мне не удалось встретить определение, которое более-менее точно охарактеризовало бы само понятие судомоделизма. Ныне принятые формулировки подходят только к современным классам моделей в классификации НАВИГА. В этой, общепризнанной классификации, стендовые модели чувствуют себя очень неуютно. Это и не удивительно, если учесть, что в основе такой классификации лежит «спортивный» принцип. Почему так получилось, и что теперь делать - разговор особый. Сейчас, на мой взгляд, стендовые модели нуждаются в приемлемом, конкретном определении, которое должно основываться на присущих этому виду судомоделизма особенностях. В будущем возможно создание на основе такого определения собственной классификации внутри класса.
Каковы же эти особенности и с чем они связаны? Очень кратко и схематично это выглядит так: изначально в основе идеи создания модели корабля лежал сакральный смысл. Модель имела культовое назначение, служила религиозным целям и не стоит думать, что это относится только к моделям древности (лодка «Ра», загробные лодки фараонов). Европейская традиция развивалась аналогично. Так родился класс «Вотив моделей». Вотивные предметы, вотивные дары (лат. votivus — посвященный богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягченная форма жертвоприношения. Традиция известна, начиная со времен пещерного человека, до наших дней. Модель, как символ и воплощение реального корабля, приносилась в дар и помещалась для божественной защиты и покровительства. Смысл подобного моделизма – воплощение реального корабля в образе его модели для высших сил. Пунктуальное следование техническим особенностям и деталям значения не имело. Большинство наиболее старых, уцелевших до нашего времени европейских моделей относятся к этому классу. Не секрет, что успех религиозного дара зависел от его ценности. Не всякий предмет был достоин помещения в храм, и модель начинала приобретать черты предмета декоративно-прикладного искусства. В этом качестве она вызывает интерес у наиболее влиятельной части общества и проникает во дворцы и торговые дома как ценный предмет интерьера или коллекции. Постепенно, освобождаясь от сакрального смысла, модель становится предметом роскоши.
Часто можно встретить мнение, что в определенный период модели имели прикладное значение и выполняли роль эскизных проектов. Как пример приводят английские адмиралтейские модели. Это мнение справедливо лишь с определенными оговорками. Действительно, кораблестроительная практика XVI-XVII-го веков не знала проектной документации и чертежей (да и другие виды технической деятельности). Едва ли можно назвать чертежом, в современном понимании этого термина, документы той эпохи. Рисунок, эскиз – вот наиболее подходящее название для графических материалов этого времени. Попробуйте построить модель, используя только «альбом Кольбера». Модель тогда была наиболее удачным способом показать особенности будущего корабля. Однако нужно помнить, что задачи такой модели были строго ограничены: показать обводы и основные размерения корпуса, общий план палуб и артиллерии, декор. Вот и все. О высокой степени деталировки и строгой масштабности деталей и речи не было. Была возможность продемонстрировать некоторые конструктивные решения корпуса и особенности конструкций. Но даже такие модели не имели только утилитарный характер. После демонстрации и утверждения проекта, они предназначались в дар, как предмет большой ценности и престижа - в противном случае, зачем использовать ценные материалы, тратить время на отделку и декор модели? Тот же декор можно гораздо быстрее и детальнее продемонстрировать на бумаге. Модель часто строилась не до, а в ходе постройки реального корабля. Вывод: модель все равно остается предметом роскоши и искусства.
С начала XVIII-го века практика таких «утилитарных» моделей быстро сходит и выделяется в виде технических макетов отдельных секций, узлов или конструкций. Происходит резкое разделение модельной практики на стендовые модели и макеты. Техническим и учебным целям продолжают служить макеты и делают это очень успешно до сих пор. Старые большие модели 1:10, 1:12 - тот же макетный ряд с конкретными учебными целями. Технические модели успешно строят сейчас, и они выполняют свои задачи при проектировании и расчетах реальных кораблей, только судомоделизмом это не считается. Стендовые модели освобождаются от утилитарных целей и все больше выполняют эстетические задачи. Растет степень деталировки, тщательность отделки, масштабность, время создания и трудозатраты. Модели становятся настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства и имеют высокую стоимость. Это уже не просто практика одиночек, а работа профессионалов и даже целых коллективов. В создании модели принимают участие мастера ювелирного дела, резчики по кости и другие.
Конец XVIII и первая половина XIX-го века – вершина судомодельного искусства, то, что вызывает восхищение, служит нам примером.
И здесь нет каких-то особых национальных школ и стилей. Общий вектор – от технического макета к модели, как произведению искусства высокого мастерства. Взгляните на лучшие русские, английские, французские модели - тенденция одна и та же. Стоит отметить, что такое смещение акцентов происходило не в ущерб технической достоверности и масштабности. Наоборот, именно модели этого периода наиболее достоверны и масштабны! При создании модели, как технически достоверного образа корабля-прототипа, произошел удивительный синтез исторической достоверности, декоративного искусства и мастерства автора.
Мне кажется, что именно такой подход и должен лежать в основе определения и классификации стендовых моделей.
Председатель секции «Моделизм» Евгений Владимирович Епур