1 973

Юрий Дьячук


заслуженный деятель искусств Украины

член Союза дизайнеров Украины

член Союза маринистов Одессы

Член Международного Союза литераторов и деятелей искусств

Мастер Международной Ассоциации деятелей литературы и искусства Глория / Gloria Германия-Украина

член группы художников «Золотые мастера Одессы»

художник, дизайнер, педагог

 

 

Одесский художник Юрий Дьячук окончил Одесское театрально-художественное училище и Белорусский Государственный театрально-художественный институт (ныне Белорусская Академия Искусств)

Творческая специализация - живопись, графика, дизайн, иконопись, реставрация, педагогическая деятельность.

Художник принимает участие во многих выставках и проектах в нашем городе. Украине и за рубежом.

Стажировка в Харьковской государственной Академии дизайна и искусств и Львовской национальной Академии искусств.

Его работы находятся в музеях Украины и  частных коллекциях и собраниях России, Белоруссии, Украины, США, Израиля, Германии, Югославии, Чехии, Польши, Мексики и др.

В картинах художника сливаются портрет и пейзаж, городские мотивы и причудливые образы, реальность и вымысел. Все это, обращаясь к нашим ассоциациям и фантазии, несет определенный философский смысл.

 

СОПРЯЖЕНИЕ

О творчестве Юрия Дьячука

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В раскрытой горсти бесконечность И небо - в чашечке цветка...

Строки Уильяма Блейка кажутся удивительно созвучными творчеству художника. О чем он пишет? Именно так: о чем?

Глядя на полотна Дьячука, ощущаешь в них какой-то особый импульс. Так бывает, когда человек пытается поделиться с нами своим сокровенным знанием, своим пониманием мира, которое ему открылось через труд души. Человек протягивает раскрытую ладонь и говорит: «Берите!»

Художник протягивает нам своё творчество. На выставках зрителя встречают картины, чем-то напоминающие сон. Ведь во сне мы видим реальную действительность как бы чуть сдвинутой в сторону ирреальности. Можно сказать, что сон одновременно похож и не похож на реальную жизнь. Так и эти картины. Вот «Сегодня и вчера». Что может быть более домашним и непритязательным, чем изображение домашней кошки на подоконнике! Но по оконному стеклу текут холодные струи осеннего дождя, а в просвете виднеется ...летнее море -другое время, другое пространство, то ушедшее, которое живет в воспоминаниях, столь же реальных, как и настоящее. В картине «Цветы солнца» мощные огненные головки подсолнухов оказываются соразмерны солнечному диску, а крохотный паучок кажется воплощением эфемерности. Художник достигает этого эффекта через смелые пространственные сопоставления, неожиданный ракурс, буквальное столкновение двух пространств, мира и макромира. Не в этом ли секрет притягательности таких работ, как обворожительная «Дождевая купель», как «Парус надежды», «Озеро», «Осенний блюз» ? В них крохотный фрагмент огромного мира получает право замещать его весь, ибо крохотная частица не менее значима, чем бесконечность. Поэтому так убедительно полотно «Летающие цветы»: взгляд сверху на ребенка на цветущем лугу, взгляд этого ребенка в вышину и его включенность в бесконечное живое пространство делают картину произведением знаковым для художника.

Юрий Дьячук -художник с четкими нравственными акцентами в творчестве. Для него непререкаема ценность всего живого, величие любви и добра. Высшим воплощением этой ценности являются в его творчестве образы христианства. При всей каноничности картина «Молитва» воплощает удивительно личное ощущение религиозного образа. Эта трепетность удерживает христианскую тему художника от повествовательности и иллюстративности, претворяя ее в искреннее лирическое переживание. Он сопрягает в одном полотне различные пространственные ракурсы, эстетические и нравственные смыслы. Это не столкновение, а именно сопряжение, поиск взаимосвязи различных сфер человеческого бытия. Он объединяет в одной картине увиденный с высоты птичьего полета реальный пейзаж и прилетевшего из снов и мифов прекрасного коня в сиянии лучей. Может быть, это античный Пегас, а может быть, конь Святого Георгия ? Не следует искать однозначного ответа, как не следует и спрашивать, например, почему и откуда в картине развевающиеся драпировки. Посмотрите лучше, как напоминают они взметнувшийся плащ Георгия и как ощутимо в них движение полета.

Творчество одесского художника Юрия Дьячука - творчество очень искреннее и, не побоюсь сказать, нравственное. Каждой картиной он стремится напомнить нам, что наряду с привычной реальностью, которой все мы принадлежим, существует и нечто другое: бесконечный мир, исполненный смыслов и образов. Сокровенное знание художника состоит в том, что они едины. В чашечке цветка живет небо, а в раскрытой ладони умещается бесконечность мира...

Людмила Сауленко, искусствовед

 

Мир, в котором хочется любить

Свобода и широта образных обобщений, сочные, яркие и емкие краски, простота сюжетов и пластическая, духовная связь с мастерами прошлого - все в живописной манере этого автора говорит о влиянии на его творчество южнорусской художе­ственной традиции рубежа XIX-XX веков. Но при этом почерк художника далек от подражательности - его скорее можно назвать пребыванием в общем духовном пространстве, которое не знает временных границ.

Простые, на первый взгляд, сюжеты работ Юрия Дьячука на са­мом деле по-настоящему философичны. Бумажный Кораблик дет­ства, скользящий по ручейку, текущему между домами, вот-вот окажется в полноводной реке жизни («Кораблик детства»).Устоит, удержится ли он в ней на плаву? А вот колокольня, отражённая в осен­ней лужице («Дождевая купель»). Ее маковка зо­лотистая и золотисты осенние листья, упавшие с деревьев. Одно вечно, другое преходяще... Ве­личественной красотой проникнута работа «Се­ребряный день», на ко­торой изображены сере­бристые барашки волн и скользящие по ним чай­ки. Смотришь и понима­ешь, что никакое мате­риальное богатство не­сравнимо с богатством . природы.

Для живописца его картины - это исповедь, в которой он рассказы­вает о своих сокровен­ных чувствах и мечта­ниях, это пристальное вглядывание в себя и в окружающий его мир. Неразрывное един­ство внутреннего мира и внешнего его выра­жения в произведениях Юрия Дьячука впе­чатляют и трогают сво­ей искренностью и ма­стерством. А его пейза­жи как нельзя лучше со­ответствует творческим исканиям этого худож­ника. Гениальный ма­стер эпохи Возрожде­ния Леонардо да Винчи утверждал, что «живо­пись - это поэзия, ко­торую видят, а поэзия -это живопись, которую слышат». В пейзажах Ю. Дьячука наиболее пол­но выражены хранимые в глубине души размыш­ления о величии приро­ды, о её непреходящей красоте и, соответствен­но, о месте человека в мироздании.

Столь же многознач­ны по смыслу жен­ские портреты Ю. Дья­чука. Его живописные образы - живой син­тез действительности, воспоминания и нату­ры. Это поэтичное вос­приятие в неразрывном единстве немеркнущей женской красоты и кра­соты природы, которые навсегда связаны нитя­ми времени...

Окунитесь в поэтиче­ский мир Юрия Дьячука - и он улыбнется вам ярким. солнечным светом.

Роман БРОДАВКО

 

Метафора творчества

Итак, несколько слов о Юрии Дьячуке. Сначала о метафоре его творчества. Наверное, каждому доводилось слышать выражение «тонкий мир». Воспользуемся им просто как метафорой, образным определением. Мир искусства Юрия Дьячука - это именно тонкий мир. Он весь построен на нюансах, легких переходах цвета, на полутонах и смысло­вых перекличках. Он требует, хочется сказать вопреки формальной логике, негромких погружений в образно-смысло­вую систему произведения. Эти картины хочется назвать музыкальными, их музыка - ноктюрн, изящный прелюд. Вглядитесь в осенние листья и пузырьки водяных капель на воде в работе «Блики и краски» - не правда ли, автор смело мог назвать ее «Музыкальный момент»?

Работам Юрия Дьячука присущи иносказание, символические уподобления, пластические переклички. Ему оказывается духовно близка некая неконкретная сказочность, образная иносказательность и принципиальная внесюжетность  смыслопорождающих образов. Плывет сказочный конь высоко над вершинами деревьев в картине «Между небом и землей», освещаемый пучком солнечных лучей - но не сам ли он излучает свет? И где происходит действие? Может быть, на сцене (ведь наверху занавес), парит драпировка - короче, что перед нами, создание иллюзии или ее разрушение на глазах у зрителя? Наверное, это все же не мир земной, но и не мир небесный, а особый мир -мир воображения. Тогда нет смысла зрителю требовать у художника прямого ответа на вопрос: куда уезжает карета в «Путешествии в осень». Может быть, в воспоминание, может быть, в печаль, светлую осеннюю печаль... Ведь эти работы художника обращены по сути к одному-единственному зрителю, даже если он в толпе, он выделен художником («Цветы для тебя»).

Точно схвачено настроение в пейзажах Юрия («Улицы Симеиза», «Скоро лето», «Закарпатский мотив»). Но рядом с ними вдруг неожиданно возникает «Сотворение», ласкающее глаз светоносной мозаикой цвета и подсказывающее: негромкий мир тонких взаимодействий, созданный художником Юрием Дьячуком, таит в себе и непредсказуемость. А это значит , что зритель будет ждать новых встреч с творчеством этого художника.

Людмила Сауленко, искусствовед