2 076

О нас

Председатель секции
«Арт–туризм»
Галина Викторовна Лекарева-Никитина

И.о. председателя секции
«Коллекционирование»
Семенова Ольга Александровна
Председатель секции
«Преемственность поколений.
Под знаком сотворения»
Ольга Юрьевна Котлярова-Прокопенко

Председатель секции «Ланжерон»  
Виктор Семенович Потеряйко

Председатель секции      «Приморский бульвар»    
Сергей Юрьевич Саенко

Председатель секции «Моделизм»
Евгений Владимирович Епур

Председатель секции       «Золотая бригантина»
Стелла Дмитриевна Мунтян

Председатель секции «Экологическая защита и мониторинг Черного моря»
Юрий Евгеньевич Геращенко

    Одесса всегда была богата художниками, которые посвящали себя и свое творчество морю.

Маринистика в истории и  современности города, мастера, коллекционеры и знатоки жанра - это необъявленный клуб, оберегается от профанов изысканностью явления. Рождаются произведения, рождаются страсти. Затем, когда утихают бури, работы мастеров, становятся культурным достоянием и оседают в коллекциях. Свидетельства об этих событиях сами по себе история ... 

    Сегодня маринистическое движение в городе связано с именами людей, во взаимодействии которых проявились тенденции,  приведшие к созданию творческого «Союза маринистов».    Начиналось все, как говорится, со знакомства трех художников-моделистов, одесситов - Владимира Лагутина, Александра Украинца и Александра Геращенко, которое состоялось в одесском Музее морского флота Украины или как его называют горожане, в Морском музее. Там, накануне открытия после ремонта в 1989 году, было повреждено девять очень ценных моделей судов. Совместная работа по реставрации музейных экспонатов стала первым прецедентом будущего сотрудничества. В 1990-м мастерами совместно была создана модель круизной яхты «Фридм».

     Далее сюжет напоминает роман Артура Хейли. «Фридм» была использована в качестве прототипа яхты, спроектированной и построенной совместно одесскими и николаевскими корабелами. При спуске на воду новой яхте дали имя «Блэк Дроп». Заказчиком модели, а затем и инициатором построения яхты, был американский бизнесмен, капитан учебного судна «Тевега» господин Стивен Джеймс Ведлок, представитель американской стороны в совместном предприятии «Акватон».

     Качество работы художников-моделистов побудило новый заказ - в 1991 году Александр Геращенко и Владимир Лагутин получили возможность и построили модель русского шлюпа «Восток». Александр Украинец в то время работал над моделью брига «Новая Земля», инженерные материалы для которой разработал Александр Геращенко.

     Реакция на эти модели в Бостоне привела господина Ведлока к решению организовать выставку работ одесских моделистов в США с последующим возможным включением моделизма в деятельность совместного предприятия. Программа была названа «Odessashipmodel progect». Именно тогда одесские моделисты узнали об опыте морских галерей в мире, которые объединяют маринистическую живопись, судомоделизм, коллекции природных и исторических памятников, и о самой известной из них в США  «Mistik Maritime Gallary» в штате Коннектикут. Тогда же господин Ведлок проявил интерес к маринистике одесских художников. В то время одной из лучших художественных галерей Одессы была частная галерея «На Уютной» с совладельцами – Татьяной  Биновской, Людмилой Маричевой и Борисом Лукиным. Знакомство, которое началось с художественно-оформительского комбината, Александра Геращенко и Татьяны Биновской стало звеном к дальнейшему развитию ситуации. Господин Ведлок приобрел работы известных одесских художников – Видякина, Лукина, Прохорова, Папроцкого и некоторых других. Эти работы планировалось выставить в США для выяснения возможности сотрудничества с морскими галереями.

     Финансовые сложности не позволили С. Ведлоку осуществить свою программу, но зерно было посеяно, и в 1993 году Татьяна Биновская при поддержке «BLASKO» и с помощью известного мариниста Константина Зарицкого открыла первую в Украине и СНГ галерею по аналогии с «Mistik Maritime Ga11ary». Первый каталог «Морской галереи», в котором была представлена ​​маринистика Одессы, открывался живописью К. Зарицкого и заканчивался работами моделистов «Odessa-shipmodel progect». При активном содействии вновь галереи в Бостон было отправлено большую выставку работ моделистов, участников «Odessa-shipmodel progect». Больше года она была включена в экспозицию «Бостонского Американо-Российского культурного центра». «Морская галерея» как явление не могла быть незамеченной. Тема ярко вышла в одесский Городской сад.

     В 1994 году трудом и стараниями Александры Цихович, директора судомодельному клуба «Альбатрос», Одесса стала местом, где проходил чемпионат Европы в рамках Всемирной судомодельной федерации «NAVIGA» - событие для Украины уникальное. Работа Евгения Епура - модель шлюпа «Мирный» - принесла городу золотую медаль. Одесситы завоевали также несколько серебряных и бронзовых наград. В том же году другая одесская работа завоевала золотую медаль на конкурсе судомоделистов в Париже. Модель французского кэча «La Curieuse» была выполнена Александром Геращенко с участием Александра Гриценко и выставлялась при содействии «Морской галереи». В августе того же года в одесском Музее морского флота Украины была открыта маринистическая выставка и объявлено о начале создания творческого Союза маринистов.

    В 1996 году в городе проходила выставка художников-маринистов одесского отделения Союза художников Украины, а в Одесском Государственном историко-краеведческом музее состоялись персональная выставка Е. Ревелиоти и выставка морских раковин.

    10 мая 1996 в Музее морского флота Украины было объявлено о создании творческого «Союза маринистов города Одессы», его директор Петр Петрович Клищевский стал председателем совета учредителей. Это событие было приурочено к выставке современной маринистки, в которой приняли участие художники-соучредители Союза: К. Зарицкий, Е. Ревелиоти, А. Тер-Каракозянц; моделисты-соучредители Союза В. Лагутин, Е. Епур, А. Украинец, А. Гриценко, Л. Румянцева. Участником экспозиции стал журнал «Судоходство», как владелец нескольких работ К. Зарицкого, почетным гостем был директор фирмы «Интерброкер» господин Виталий Александрович Оплачко - наиболее значительный коллекционер работ одесских моделистов.       

      Творческое ядро ​​«Союза маринистов» составляют его соучредители - художники, моделисты, моряки-маринисты, архитекторы, инженеры-судостроители, коллекционеры, журналисты, фотографы, ученые, эксперты по различным направлениям. Имена многих из них не были упомянуты здесь, что не умаляет заслуженного ими уважения.

      Соучредителями выступали хорошо известные одесситам фирмы и организации. Среди них: ГСК ЧМП, Музей морского флота Украины, Государственный историко-краеведческий музей, Государственный литературный музей, Областное управление по охране объектов недвижимого культурного наследия, Областной Дом творчества, Украинско-Американское СП «Акватон Сейлз», музей античного судоходства «Понт Эвксинский», клуб «Альбатрос», телепрограмма «Акватория».

      Почетными учредителями «Союза маринистов города Одессы» являются Стивен Джеймс Ведлок (житель города Бостон (США), капитан учебного судна «Тевега», положивший начало возрождению маринистической движения в Одессе) и Александр Евгеньевич Геращенко, в 1997-2019 годах его Президент, золотой призер чемпионата Франции по судомоделизму, председатель совместной украинско-американской инициативы «Odessa-Shipmodel projekt».