Ровно год назад ушел в вечное и бессрочное плавание в другом мире Александр Геращенко – человек, хорошо известный людям творческим не только в своей родной Одессе. Его безграничную любовь к морю, всему, что с ним связано, знали и ценили на безбрежных просторах бывшего СССР, современной Украины, да и далеко за ее берегами-границами.
Архитектор по образованию – романтик по жизни и призванию - Александр Евгеньевич, как настоящий одессит, не мыслил себя без моря. И «болел» им всю сознательную жизнь. А как натура творческая, воплотил пожизненную любовь в практическое увлечение судомоделизмом, в котором добился значительных профессиональных успехов и международного признания. Он стал обладателем золотой медали чемпионата Франции, участвовал в восстановлении экспозиции Одесского Музея морского флота, заразил судомоделизмом многих талантливых людей, активно пропагандировал морскую тематику среди людей творческих и, подобно настоящему капитану корабля, сумел объединить их в одну команду творцов.
Далеко не случайно именно Александр Геращенко в 1991 году стал одним из главных «виновников» рождения особого творческого сообщества – «Союза маринистов города Одессы», на президентском мостике которого он оставался до самых последних дней своей, к сожалению, непродолжительной земной жизни.
Модели судов филигранной, ювелирной работы Александра Евгеньевича Геращенко «бросили якоря» в частных коллекциях нашей страны, России, Дании, Франции. Они даже переплыли океан, получив порт постоянной приписки в Соединенных Штатах Америки. И живут там, радуя да удивляя людей!
В родной же гавани продолжает многогранную творческую деятельность его детище - «Союз маринистов». Моделисты и художники разных стилей и жанров, как и Александр Геращенко, бесконечно влюбленные в море и украинское Причерноморье, воспевают всеми доступными творческими средствами прекрасную природную стихию. Они развивают дело, начатое вместе с ним, рядом с ним, одновременно с ним. Но уже без него…
Только незначительную часть своей творческой работы и лишь некоторые члены «Союза маринистов города Одессы» сегодня выносят на виртуальную экспозицию, посвященную годовщине преждевременного ухода в мир иной Александра Геращенко – своего первого президента. Хотелось провести настоящую, живую выставку. Но, что поделать, свои нечеловеческие условия диктует злая пандемия...
Однако именно это, пусть и такое, продолжение дела его жизни будет лучшим памятником от коллег – Мастеру.
БРАТ
Над ухом пронесся тонкий свист пролетающей стрелы. Она наполовину вошла в картонную коробку, которая стояла на деревянном самодельном столике, окруженном замыкающейся по кругу деревянной скамьей. Чтобы на нее сесть, надо было перелезть через скамью. Я с восхищением смотрел, как брат метко стреляет из сделанного им лука. Мы смелые, как настоящие краснокожие! Я даже не пошевельнулся, услышав шум пролетающей стрелы. Ведь настоящие индейцы ничего не боятся. У нас с братом полтора года разницы в возрасте, это не много, но когда тебе семь с половиной, а ему уже девять – то он на полторы головы выше и, конечно, сильнее. Он лихо натягивал тугую тетиву сделанного из ивовой ветки лука. Тетива была из толстой рыбацкой лески. Стрелы из ровных ивовых веток. На задней части стрелы был ножиком вырезан паз под тетиву и примотаны толстой ниткой перья от чаек. Перья часто можно было найти на берегу лимана, где мы с братом часто гуляли. Наконечник был сделан из жести от консервной банки, плотно надвинут на заточенный передний край стрелы и тоже хорошо примотан толстыми нитками. Когда мы стреляли из лука по консервным банкам, то попадая в бок банки, наконечник ее легко пробивал. Мне было тяжело натянуть такой тугой лук, и я стрелял с половинного расстояния.
Гуляя по берегу лимана мы воображали, что вышли на охоту и целились в пролетающих чаек. Но только целились и никогда не стреляли, ведь мы не хотели на самом деле навредить пролетающим прекрасным птицам. Мы их очень любили. Мы делали петлю из лески, ставили две палочки из тростника, в изобилии валявшегося на берегу и мастерили силок, закапывая в песок свободный конец лески с грузом. Между палочек укладывали серебристую рыбку, что во множестве водилась в лимане и, спрятавшись, ждали улова. Ждать было недолго, пролетавшие мимо чайки начинали кружить и виться в воздухе, при этом громко крича, они целились на эту рыбешку. Вдруг одна из них, самая смелая, резко падала вниз и, схватив клювом рыбку, резко взмывала вверх. Но петля ее крепко обхватывала, а груз не позволял подняться выше, чем на полметра. Мы быстро выскакивали из засады и бросались к попавшейся птице. Схватив ее, мы аккуратно высвобождали петлю, чтобы не повредить ей крылья, и счастливые бежали показать свою добычу взрослым. Чайки очень красивые и я как-то держа ее в руках, нагнулся к ней поближе и хотел поцеловать её в красный клюв. Но чайка молниеносно вытянув шею, клюнула меня в глаз. К счастью она промахнулась, и клюв пришелся в угол глаза ближе к носу, это и спасло мне глаз. Потом мы уже узнали, что чайки часто выклевывают глаза морякам терпящим кораблекрушение. Когда они устав плыть переворачивались на спину, так можно немного передохнуть при определенной сноровке, то сверкающие на солнце глаза напоминают чайкам блестящих рыбок, и они стремглав летят на добычу. Ну, здесь только держись, успевай перевернуться, хотя при этом промахнувшаяся чайка могла сильно ударить клювом и по затылку.
В общем, индейцы, моряки, пираты – это все были наши детские герои, и мы в них играли. Брат хорошо рисовал и прекрасно лепил из пластилина. Конечно, это были ковбои и индейцы, рыцари и королевские мушкетеры. Со шпагами из проволоки, с мечами и доспехами из фольги и жести. Конные и пешие, с копьями и луками. Я, конечно, активно помогал брату их мастерить, но у него выходило лучше, это уже потом я научился все тщательно доделывать и поправлять.
Саша, так звали моего брата, был очень разносторонним и брался сразу за несколько вещей. Не успев еще закончить одно, он начинал уже что-то новое. Ну, со временем так и повелось, он начинает, а я довожу до конца. Как-то нам подарили сломанный кораблик, мы его называли «скутер». Мачта сломана, паруса нет, в днище дыра. Но мы все починили, дырку залепили пластилином, обточили ветку и приладили мачту и парус. Укрепили бушприт, впереди был косой парус – стаксель. Естественно, для второго паруса укрепили поворачивающийся гик и, привязав его нитками к правому борту, обеспечили галсовый угол паруса. Вышла прекрасная яхта. Для большей устойчивости приделали киль в виде большого плавника уходящего в воду под днищем, и пошли на лиман. Конечно, взрослым ничего не сказали. Сначала мы пускали его вдоль берега, и он прекрасно держался на воде. Потом ветер переменился и кораблик, развернувшись, поплыл в открытое море, как раз в то место где Днестровский лиман впадает в Черное море. Ровно по направлению моста. «»Как хорошо плывет!» - воскликнул брат, но тут же сообразил что наш «скутер» сейчас уплывет. Он бросился в воду за ним, ну, я, конечно, не стал отступать и бросился вдогонку за братом. Брат бы довольно далеко впереди, но догнать корабль не мог. Он кричал мне, чтобы я вернулся на берег, потому что уже было глубоко. Но я не отступал, как же я оставлю одного брата, ведь я должен помочь ему, если он будет тонуть! Да и вот-вот он догонит кораблик. Вода уже покрывала меня выше ушей и мне приходилось отталкиваться от дна чтобы, подпрыгнув, схватить хоть немного воздуха. При этом я продолжал двигаться на глубину за братом. Глаза залило водой, вокруг пузырьки и пена, сквозь воду увидел солнце, сознание помутилось. Я почувствовал, как сильные руки подхватили меня за подмышки и все…
Когда открыл глаза, то я лежал на берегу спиной на песке, над собой я увидел мамино лицо, она кричала: «Очнись!» И надавливала мне на грудь. Я захрипел, она перевернула меня животом на колено, я откашлялся и выплюнул много воды. Растерянный брат стоял рядом, и все время повторял: «Я же говорил ему иди на берег, здесь глубоко». Первое что я спросил: «Саша догнал «скутер»? Он ответил, что не вышло, стало слишком глубоко и для него. Было очень жаль.
Мама забрала нас с лимана на дачу. Она сильно перенервничала. Когда они с отцом прибили очередные доски, строя веранду, она вдруг увидела, что детей рядом нет. Только что они были здесь и мастерили кораблик. Сосед сказал, что они вроде бы пошли к лиману. Прибежав на берег, она увидела, как мы пытаемся догнать кораблик и что я совсем уже покрываюсь водой и только подпрыгиваю, чтобы набрать в рот воздуха. Она бросилась в воду и вытащила меня из воды практически уже утонувшего. Но не зря прошли курсы ДОСАФ, она же была комсомолка, спортсменка, ну и просто красавица! Сделала, хоть и впервые, но все правильно, и я ожил!
Брат сказал, что сделает чертежи и соорудит новый кораблик. И действительно он изучал устройство парусных судов, мы всегда с большим интересом смотрели на рыбацкие каюки – это большие черные лодки, приходившие на наш берег с огромными сетями из рыбного совхоза на Красной косе. У них были и моторы, и большие паруса. Так что любовь к нашим лиманам, к нашему морю, к построению моделей парусников у моего брата Александра сформировалась еще с самого раннего детства. Он добился в этом больших успехов и не случайно стал одним из первых создателей «Союза маринистов города Одессы».
Юрий Евгеньевич Геращенко 27. 12. 2020 года.
В память о брате Александре Евгеньевиче Геращенко, безвременно покинувшем этот мир ровно год назад.
У ИСТОКОВ
Александр Геращенко, Александр Украинец и группа энтузиастов обсуждают идею создания «Союза маринистов города Одессы»
ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ
Модель императорской яхты «Штандарт»: Александр Геращенко, Алексей Баранов (совместный проект)
Масштаб 1:48, (наибольшая длина модели 2,6 метра).
При строительстве использовалась весьма редкая стилистика «винтаж» с применением древесины розовой альпийской груши и точного латунного литья. Подводная часть корпуса изготовлена из отдельных латунных листов. Особенностью модели стало максимальное использование цветов натуральных материалов, черного дерева. Декор изготовлен методом точного ювелирного литья, как и все другие металлические детали. Масштабная модель яхты полностью ручной работы. Качество исполнения значительно превосходит известный музейный образц.
Краткая история императорской яхты «Штандарт»: корабль заложен 1 октября 1893 года как императорская яхта на датской верфи «Бурмейстер и Вайн» по указу императора Александра III. Было любимым судном императора Николая II. В 1933-1936 годах было переоборудовано в минный заградитель и переименовано в «Марти». Участвовал в войне 1941-1945 гг. В 1948 году корабль служил в качестве плавучей казармы уже под третьим именем - «Ока». В 1965 году бывший «Штандарт» разрезан на металлолом по ветхости.
Колониальное судно «Альфред»: Александр Геращенко, Алексей Баранов (совместный проект)
Линейный корабль «Пантелеймон-Виктория»: Александр Геращенко, Алексей Баранов (совместный проект)
Одесская шаланда: Александр Геращенко, Алексей Баранов (совместный проект)
Модель французского рыболовного судна "Hemerica"
Построил мастер Александр ГЕРАЩЕНКО. Масштаб 1:27.
Сделана целиком из латуни, имеет полное сходство с кораблем-прототипом, великолепно состарена, отработана до мельчайших подробностей.
Модель французского кеча «La Curieuse»
Построена корабельным мастером Александром ГЕРАЩЕНКО в 1994 г.
Выполнена в крупном масштабе, позволяющем наиболее точно повторить корабль-прототип до самых мелких подробностей.
Фрегат «Сирена»: Александр Геращенко, Алексей Баранов (совместный проект)
Императорская яхта «Королева Виктория»: Алексей Баранов, Александр Геращенко (совместный проект)
ПРОДОЛЖАТЕЛИ СЛАВНОГО ДЕЛА
Работы члена секции "МОДЕЛИЗМ" Александра БЕЛОВА
Работа члена секции "МОДЕЛИЗМ"Ларисы РУМЯНЦЕВОЙ
Модель линейного корабля Британского флота «Леопард»
Выполнена в масштабе 1:70
Золотой призер Чемпионата мира в 2014 года в Болгарии (Стара Загора).
При создании использовалось дерево: груша, самшит,черный граб, а также металл – бронза и латунь.
Прототип модели – линейный 50-ти пушечный корабль «Леопард» Королевского флота Британии – построен на военной верфи Портсмута в 1790 году.
Работы председателя секции "МОДЕЛИЗМ" Евгения ЕПУРА
Модель корабля «Виктория» сделана в 2000 году. Масштаб 1:75
Получила три золотых медали чемпионатов Европы и мира.
Изготовлена из ценных пород дерева: бокаут,самшит,черное дерево, пальма,груша, а кроме того, применены медь, бронза, серебро, натуральная позолота. Все детали изготовлены на специальном оборудовании, некоторые под микроскопом, литье делалось по ювелирной технологии.
История прототипа: настоящий корабль был заложен в 1759 году в Четеме, его строили шесть лет. Именно на «Виктории» выдающийся адмирал Нельсон одержал историческую победу в Трафальгарской битве 24 октября 1805 года. В том бою Нельсон был смертельно ранен.
Ныне «Виктория»- главный экспонат в музее Королевского военно-морского флота Великобритании. Отреставрированная, она стоит на вечном приколе в старинном английском городе Портсмуте.
Модель «Виктории», работы Евгения, в настоящее время находится в частной коллекции в Италии.
ХУДОЖНИКИ-МАРИНИСТЫ - В ПАМЯТЬ О СОЗДАТЕЛЕ ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА
А. КОКОВИЧ "Берег моря", холст, масло
Алексей КУРЕВИН "В старом порту", холст, масло
Алексей КУРЕВИН "Зима", холст, масло
Анна КУЛАГИНА "Вечер в Рыбпорту", холст, масло
Анна КУЛАГИНА "Новая Арктика", холст, акрил
В. Е. ВИНОГРАДОВ "Весна", холст, акрил
В. Е. ВИНОГРАДОВ Без названия, холст, масло
Вадим КИСЛУН Без названия
Вадим КИСЛУН Без названия
Виктор ПОТЕРЯЙКО "Японская софора в Одессе", офорт
Виктор ПОТЕРЯЙКО Без названия
Владимир БЕВЗА "Осенний натюрморт", холст, масло
Владимир ЛЕМЗЯКОВ Впечатления от пленэров
Даниил ТЫСЯЧЕНКО "Мистерии морских глубин", холст, масло
Анастасия ДЬЯЧУК "У Черного моря", ручное ткачество
Елена АНТИПЕНКО "Восточный натюрморт", холст, масло
Елена САДКОВСКАЯ "Средиземноморские камни", бумага, акварель
Елена САДКОВСКАЯ "Теплый ноябрь", бумага, акварель
Иван КНЮХ-ФИЛИМОНОВ "Декоративный натюрморт", холст, масло
Ирина ХАРИТОНОВА "На балконе", холст, масло
Ирина ХАРИТОНОВА "Натюрморт с лилиями", холст, масло
Ирина ХАРИТОНОВА "Пантелеймоновское подворье", холст, масло
Г. В. КАБАЧЕНКО "Дорога к морю", холст, масло
Г. В. КАБАЧЕНКО "Лодочная станция", бумага, масло
Катерина КАТАШИНСКАЯ "Осенний натюрморт", холст. масло
Катерина СОЛОВЕЙ "Осень"
Ксения ПЕЧКУРОВА "Семья", холст, масло
Галина ЛЕКАРЕВА-НИКИТИНА "На берегу лимана", картон, масло
Галина ЛЕКАРЕВА-НИКИТИНА "Остров Змеиный"
Галина ЛЕКАРЕВА-НИКИТИНА, из цикла работ "Пляжи"
Галина ЛЕКАРЕВА-НИКИТИНА "Яблочный спас", холст, масло
А. В. ЛИТВИНЕНКО "Морской пейзаж", холст, масло
А. В. ЛИТВИНЕНКО "Вечер в городе", холст, масло
Т. Н. ЛИТВИНЕНКО-ШЕЛЮТО "На пляже", холст, масло
Т. Н. ЛИТВИНЕНКО-ШЕЛЮТО "Старый причал", картон, масло
Лю ЦЗЯНЬ "Церквушка. Китай", холст, масло
Чжэн ИХАО "летний двор. Китай", холст, масло
Людмила ШВЫДКО "Скоро весна", холст, масло
Людмила ШВЫДКО "Декоративный натюрморт", холст, масло
Мария ГОНСАЛЕС ЛЕОН "Дидух", батик
Наталья МАКСИМОВА "Дорожка света. На закате", холст, масло
Наталья МАКСИМОВА "Душа парит как птица"
Наталья ХМЕЛЕВСКАЯ "Сторожевая башня", холст, масло
Н. В. НИКОНОВА "150 лет ЧМП", плакат
Н. В. НИКОНОВА "Голубые дороги Родины", плакат
Н. В. НИКОНОВА "Севастополю-200 лет", плакат
Ольга КОТЛЯРОВА-ПРОКОПЕНКО "Патриарший кафедральный собор Румынии", холст, масло
Ольга КОТЛЯРОВА-ПРОКОПЕНКО "Полет над Одессой", холст, масло
Ольга КОТЛЯРОВА-ПРОКОПЕНКО "Полет белой стаи", холст, масло
Ольга ЧАЙКА-БРОДЕЦКАЯ "Зимний пейзаж", холст, масло
Ольга ЧАЙКА-БРОДЕЦКАЯ "Вечереет", холст, масло
Светлана ЗУГРАВА "Зима", холст, масло
Сергей БАСОК "Утро", холст, масло
Сергей САЕНКО "Карпаты"
Сергей САЕНКО "У берега моря"
Стелла МУНТЯН "Речка Тиса", холст, масло
Стелла МУНТЯН "Чешский городок. Хуст", холст, масло
Татьяна ПАТАФЕЕВА-ДАНЕВИЧ "Груши", холст, масло
Татьяна БРОДЕЦКАЯ "Монастырь Агарцин. Армения", холст, масло
Татьяна БРОДЕЦКАЯ "Хор Вирап. Армения", холст, масло
Юрий ПИСЬМАК "Будда", холст, масло
Юрий ПИСЬМАК "Властелин морей", холст, масло
Светлана НОРЕЛЬ "Ирисы", холст, масло
Светлана НОРЕЛЬ "Розы", холст, масло
Татьяна БРОДЕЦКАЯ (младшая), "В золоте ночи", фото
Татьяна БРОДЕЦКАЯ (младшая), "Куяльник", фото
Юрий ДЬЯЧУК "Блики и краски"
Юрий ДЬЯЧУК "Путешествие в осень"
Татьяна ТОАРКА "Журавли", холст, масло
Ольга НАВРОЦКАЯ "Белый натюрморт", бумага, акварель
Ольга НАВРОЦКАЯ "Молитва"
Григорий ВОВК "Портрет АЛЕКСАНДРА ГЕРАЩЕНКО", холст, масло
«С большим уважением и благодарностью вспоминаю Александра Геращенко – человека, внесшего большой вклад в развитие и популяризацию судомоделизма в Одессе.
Светлая память!»
Лариса Румянцева, член секции "Моделирование" "Союза маринистов города Одессы"
«Александр Евгеньевич Геращенко был замечательный, интересный человек, добрый и отзывчивый! Его всегда радовали наши успехи и достижения, было очень много моментов, когда он приходил художникам на помощь. Делал это – и не думал о благодарности. Я старался быть ему взаимно благодарным. Вспоминаю его как настоящего друга.
Светлая память первому президенту «Союза маринистов города Одессы!»
Сергей Саенко, вице-президент "Союза маринистов города Одессы"